|
Культурная
реформа
Оттепель
в сфере культуры предшествовала
либерализации в политике. Если
ограничиться только известными именами, то
уже в 1953—1956 гг. критик В.Померанцев в
вызвавшем широкий резонанс эссе «Об
искренности в литературе», И.Эренбург в
романе с символическим названием «Оттепель»
и М.Дудин-цев в романе «Не хлебом единым»
поставили целый ряд важнейших вопросов:
что следует сказать о прошлом, в чем миссия
интеллигенции, каковы ее отношения с
партией, какова роль писателей или
художников в системе, в которой партия
через контролируемые ею «творческие» Союзы
признавала (или нет) то или иное лицо
писателем или художником (как сказал Померанцев:
«Я слышал, что Шекспир вообще не был членом
союза, а неплохо писал»).
Съезд Союза
писателей (декабрь 1954 г.) прошел в
достаточно откровенных дискуссиях и принес
несколько реабилитации в литературном
мире. Разоблачение культа личности
принципиально ничего не изменило.
Согласно Хрущеву, история, литература и
другие виды искусства должны были отражать
роль Ленина, а также грандиозные достижения
коммунистической партии и советского
народа. В области музыки и живописи власти
также дали вздохнуть немного свободнее, Не
отказываясь от того, чтобы руководить миром
искусств и держать его в рамках
дозволенного, они, не задумываясь, свалили
всю вину за былое на Берию и Жданова.
Шостакович, Хачатурян и другие
композиторы, подвергнутые критике в 1948— 1949
гг., восстановили свое положение. Что же
касается литературы — искусства более «чувствительного»,
— то Хрущев неоднократно сам пытался
определить степень и границы свободы
писателей. Свобода распространялась
главным образом на форму, откровенные
ссылки на каноны «социалистического реализма»
стали отходить на второй план. В то же время
были сохранены все ограничения, вытекавшие
из принципа «партийности», призванной «вдохновлять»
писателя.
Реформа образования, вдохновлявшаяся
хрущевской идеей «орабочивания», в
теоретическом плане преследовала цель «укрепить
связь школы и жизни», а на практике должна
была помочь восполнить растущую нехватку
квалифицированной рабочей силы и бороться
против неприязненного отношения всего
общества к физическому труду и
техническим профессиям, от которых
отвернулась молодежь всех слоев населения.
Закон от 24 декабря 1958 г. заменял прежнюю
систему школьного образования,
предусматривавшую две ступени —
обязательное семилетнее образование с
последующим выходом на производство и
полное десятилетнее образование — единым
восьмилетним, по завершении которого выпускники
были обязаны три года проработать на
заводах или в сельском хозяйстве,
одновременно продолжая, учиться, если они
этого хотели. Поступление в вуз теперь
полностью зависело от работы на
производстве и обусловливалось не блестящими
результатами в средней школе, а
производственным стажем, общественным «лицом»
и политическими критериями. Помимо этого,
вузы должны были оставлять все большее
число мест «трудящимся» и строить сложную
систему посредствующих звеньев между
предприятиями и учебными заведениями. Эта
реформа вызвала всеобщее недовольство.
Интеллигенция и привилегированные слои
общества восставали против нее потому, что
она лишала их детей решающих преимуществ
для получения высшего образования. Другие
возмущались тем, что успехи их детей в
школе, которые они полагали достаточными
для дальнейшего продвижения» были
дискредитированы неуместным «орабочиванием»
и восхвалением производства, которое все
только и мечтали покинуть. Руководители
предприятий, уже столкнувшиеся с
текучестью кадров (которой они были также
обязаны Хрущеву), были встревожены
перспективой возрастающего беспорядка из-за
наплыва рабочих-студентов или «транзитных»
рабочих на пути в вуз. В свою очередь
приемные комиссии для поддержания уровня
обучения старались фильтровать
разнородную студенческую массу,
поставляемую им реформой. Хрущевская «культурная
революция», если и не была столь
экстремистской, как китайская, питалась
теми же иллюзиями. Ее главным результатом
стала потеря, прежде всего в среде
интеллигенции, значительной части кредита,
полученного Хрущевым после XX съезда.
[Top] [Home] [Предыдущая страница] [Продолжение]
|