>>> |
Реферат по истории: "Оттепель. Причины крушения оттепели." |
«По-настоящему быстро народное хозяйство развивалось в 50-е годы. Этот период выглядит самым успешным для экономики... Впервые рост был достигнут не только за счет увеличения ресурсов, но и благодаря их лучшему использованию... Достаточно гармонично развивались все отрасли... Была обеспечена товарно-денежная сбалансированность... Во второй половине 50-х произошел лишь небольшой рост цен». Среди множества причин этого в качестве определяющей называют следующую: «Был решительно отвергнут культ личности... Человек действительно почувствовал себя не инструментом для исполнения планов и предначертаний, но творцом, хозяином страны». Вот еще один аспект интересующей нас проблемы. В 1957 г. принято решение о ликвидации ряда центральных отраслевые министерств и создании вместо них местных (территориальных) советов народного хозяйства — совнархозов. Идею поддержали секретари обкомов, но резко выступили против министры. Возникло множество вопросов: каким образом осуществлять координацию территориальных комплексов, как управлять отраслями», представленными одним-двумя предприятиями? Однако очередной пленум ЦК одобрил «Тезисы товарища Хрущева Н. С.» (не ЦК, не президиума, а одного «товарища»), и Верховный Совет принял соответствующий закон. Из 52 министерств и ведомств ликвидировали 30, чиновникам было приказано покинуть столицу в месячный срок. За первые год-два работы совнархозы дали, казалось бы, значительный эффект. «На какой-то период, когда предприятия остались "бесхозными" (министерства сложили свои полномочия, а совнархозы еще не оформились), многие из них вопреки опасениям не сбились с ритма, стали работать еще лучше. И так продолжалось до тех пор, пока совнархозы не окрепли... Предложения о переходе к новому типу руководства народным хозяйством на самоуправленческих началах не получили поддержки не только сверху, но и снизу». Советские газеты писали о «расширении организаторско-хозяйственной деятельности ЦК КПСС и Совета Министров». Множились централизованные программы, создавались (теперь уже вместо министерств) отраслевые государственные комитеты, ширился госконтроль. Впрочем, есть сферы, где без вмешательства государства не обойтись: фундаментальные науки, оборона, атомная энергетика, космос |