|
Те
же проблемы, но без Хрущева
После смещения Хрущева во главе
страны оказался Брежнев. В сфере экономики
ощущалась необходимость скорейших реформ.
Но осуществление их шло с самого начала под
воздействием административно-командного
образа мышления. Ликвидировалась
совнархозная система управления
промышленностью. Вместо нее стали бурно
создаваться министерства, причем число их
постоянно увеличивалось и достигло к
началу 80-х годов около 100 союзных и 800
республиканских.
В сентябре 1965 года принимается
решение о начале экономической реформы.
Предполагалось, что реформа позволит
преодолеть недостатки о которых уже
открыто говорилось в печати. Рост
капиталовложений и незавершенного
строительства, массовое производство
изделий не находивших сбыта,
несоответствие роста заработной платы
росту производительности труда. Суть
реформы состояла в следующем: сокращение
плановых показателей, доводимых до
предприятия; создание на предприятиях
фондов материального стимулирования;
введение твердой, не зависящей от прибыли
платы за использование предприятиями
производственные фонды, т.е. своего рода
введение продналога в промышленности;
финансирование промышленного
строительства не путем выдачи
безвозвратных дотаций, а путем выдачи
кредитов; недопущение изменения планов без
согласования с предприятиями. Активную
роль в попытке реализовать реформу сыграл
Косыгин.
Первые шаги реформы вселяли
надежду. Ускорился экономический рост.
Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с
проведением реформы, оказалась по ряду
важнейших экономический показателей
выполненной. Но уже в ходе её осуществления
начались корректировки, исправления,
дополнения, в результате которых к началу 70-х
её сущность оказалась искажена настолько,
что она фактически перестала действовать.
Попытка провести реформу при
одновременном свертывании процесса
демократизации в политической сфере
оказалась безуспешной. В этом основная
причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо
учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного
аппарата сформировалась в сталинскую эпоху,
с присущими ей методами хозяйствования и
руководства. Сказывались и недостатки
самой реформы, её непоследовательность,
господство вала, приведшее к формальному и
перевыполнению планов многими
предприятиями и отраслями. В начале 70-х
годов, свертывание реформы оказалось не так
болезненным, как в предыдущем периоде.
Освоение западносибирских источников
нефти позволило организовать значительный
экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов
позволил оттянуть проявление негативных
последствий в экономическом развитии.
Попытки улучшить механизм планирования,
стимулирования и управления
предпринимались уже в меньших масштабах
еще не раз, но они оказались малоуспешными.
Принцип директивного управления оставался
неизменным, проводились лишь частичные
перемены и изменения. Осуществлялись меры
по дальнейшей концентрации производства,
создавались промышленные объединения —
агропромышленные, торгово-промышленные,
научно-производственные, упразднялись
отдельные бюрократические надстройки.
Наряду с этим предусматривалось создание
территориально-производственных
комплексов и форсированное развитие
отдельных отраслей экономики. В середине 70-х
в СССР велась работа над 15 крупнейшими
народнохозяйственными программами, в том
числе по развитию сельского хозяйства в
Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского
территориально-производственного
комплекса, строительству БАМа и т.д. и т.п.
Однако эти задачи решались в
основном экстенсивными методами.
Министерства развивали строительство
новых предприятий, вместо того, чтобы
решать задачи более полного использования
существующего оборудования. От предприятий
постоянно требовали увеличения
производственных показателей. Сохранение
командного механизма лишало предприятия
возможности делать чего-либо кроме
выполнения плана любой ценой.
Планировалась вся номенклатура изделий ( по
стране более 20 млн. ), показатели,
себестоимость. Нарастал дефицит бюджета,
требовались постоянные денежные вливания в
экономику. Существующая система глушила
всю инициативу снизу и сверху. Трудовые
коллективы не были заинтересованны во
внедрении новой техники и технологии, так
как это сказывалось отрицательно на
результатах работы одного рабочего и
предприятия в целом. Поэтому внедрение
совершенно новой продукции затягивалось в
нашей стране на десятки лет, а в развитых
индустриальных странах этот срок не
превышал нескольких лет. В промышленности к
началу 80 было автоматизировано только 15%
предприятий.
[Top] [Home] [Предыдущая страница] [Продолжение]
|