|
Выводы
Значение факта выдвижения
Хрущева на роль политического лидера было
осознано далеко не сразу даже иностранными
дипломатами: какое-то время по привычке
пальму первенства отдавали новому главе
правительства Булганину. Но уже вскоре
наступила полная ясность. Сегодня
закономерно возникает вопрос какие приобретения
и какие потери принесло советскому обществу
выдвижение Хрущева на политическую вершину?
Его нахождение там создало
прочные гарантии углубления .процесса
демократических преобразований о
стране, наметившихся в 1953—1954 гг. Это со всей
наглядностью подтвердил XX съезд КПСС.
после которого над страной пронесся ветер
перемен, народ воспрянул, ожил, стал смелее
и увереннее. Проявив незаурядное личное
мужество, Хрущев выступил инициатором
более честной и открытой критики культа
личности и его последствий. Более
последовательно стала вестись борьба за
восстановление социалистической
законности
Были сделаны попытки сломать
утвердившиеся во времена Сталина отдельные
формы авторитарно-бюрократической системы,
придать общественному развитию больше
динамизма, реализовать гуманистические
идеалы и ценности, возродить творческий дух
ленинизма в теории и практике. Во многом
благодаря Хрущеву стали рушиться прежние
стереотипы во внешней политике.
Однако политическое лидерство
Хрущева имело и вторую сторону, умалчивать
о которой также нельзя. Добившись права, по
существу, определять политический курс
страны, Хрущев способствовал и угасанию ряда,
бесспорно, прогрессивных политических
тенденций, наметившихся в 1953—1954 гг.
Произошло это как в силу присущего Хрущеву
видения многих принципиальных проблем
общественной жизни, так и под воздействием
той борьбы, которую он вел, и прежде всего с
Маленковым. В наибольшей мере это
проявилось в вопросах социально-экономической
политики, изменение которой в середине 50-х
гг. при активном участии Хрущева
способствовало консервации той тенденции,
которая сформировалась при Сталине и
негативное проявление которой наше
общество так зримо ощутило в 80-е гг.
Политика в
области народнохозяйственного развития,
складывавшаяся в 1953—1954 гг., способствовала
существенному усилению социальной
направленности экономических
преобразований. Было бы заблуждением
сегодня идеализировать Маленкова как
политика, противопоставляя его Хрущеву.
Оба они были детьми одного времени. Но при
этом нельзя не признать, что интуитивно
Маленков склонялся к политическим решениям,
реализация которых объективно приближала
партию к научному видению социализма как
общественного строя, базирующегося на
учете интересов трудящихся масс.
Совершенно очевидно, что эта истина была
близка и Хрущеву (вспомним хотя бы его роль
в развертывании жилищного строительства).
Однако своими инициативами в сфере
экономической политики Хрущев в отличие
от Маленкова, по существу, лишал себя
возможности перспективы усиления
социальной направленности процесса
народнохозяйственного строительства.
Значимость политических
установок 1953—1954 гг. не ограничивалась
социальным аспектом. Их реализация
открывала широкий простор экономическим
методам хозяйствования, использованию
материальных стимулов трудовой активности.
Дело в том, что при сложившихся к началу 50-х
гг. пропорциях промышленного производства
(70% производства приходилось на тяжелую
промышленность и лишь 30% — на предметы
потребления) о возможности развивать
народное хозяйство страны на основе
экономических методов говорить не
приходилось. Ограниченный объем товаров
народного потребления создавал непреодолимый
барьер для стимулирования трудовой активности
широких масс путем увеличения заработной
платы; в случае снятия ограничений на ее
размеры заработанный рубль просто нечем
было отоварить.
Признав ошибочными взгляды
Маленкова по поводу торы. Обосновывая, в
частности, в 1957 г. значение лозунга «Догнать
США 'по производству мяса, масла и молока на
душу населения», Хрущев с убеждением говорил:
«Думаю, когда мы это объявим, у каждого
появится желание вступить в борьбу и
каждый захочет что-то сделать, чтобы помочь
своему колхозу, совхозу, району, помочь
своей области, республике, в целом всей
стране решить эту важную задачу, решить раз
и навсегда».
Аналогичным
образом трансформировались взгляды
Хрущева и по вопросу о личных подсобных
хозяйствах. Причем все это уже тогда, в 50-е
гг., мгновенно было подмечено народом,
который видел в материальном стимулировании
главное средство повышения эффективности
производства.
Многое из того
ошибочного, что было присуще Хрущеву как
политику, видели его соратники по Президиуму
ЦК КПСС. Видели, но осмелились сказать об
этом лишь в октябре 1964 г. Не потому ли, что,
отбросив предлагавшуюся в 1953 г. идею «коллективного
руководства», Хрущев, по существу, вновь
воссоздал систему единоличного правления?
Одним словом, исторические уроки борьбы
за политическое лидерство поучительны, но…
[Top] [Home] [Предыдущая страница] [Продолжение]
|