|
Введение
В последние годы резко
возросла социальная значимость
исследований, связанных с обобщением
исторического опыта, выявлением
противоречий переходных этапов, анализом «человеческого
измерения» нашей истории, осмыслением
процессов борьбы за политическое лидерство.
Особенно интересной мне показалась тема
посвященное опыту и урокам «славного
десятилетия». Направление общественного
развития, предложенное Н.С. Хрущевым,
позволило добиться положительных
результатов: XX
съезд, рассказавший о преступлениях режима,
свернувший страну с тропы войны на
тернистую дорогу мирного сосуществования и
позволивший перейти от гонки вооружений к
последовательному разоружению. Что
обеспечивало безопасность страны и не
препятствовало экономическому развитию.
Попытки реформирования нашего общества.
Поиск рациональных экономических структур.
Попытка осуществить мечту – «догнать
Америку», но не в производстве ядерных
ракет, а в производстве того, что делает
жизнь человеческой. Это попытка «накормить»
страну, сравняться с США в производстве
мяса, молока и масла. Ориентация на крупные
животноводческие комплексы, удостоившиеся
в наше время уничтожитель ной критике, но
именно на таких комплексах, а не на
индивидуальных фермах, изготавливаются в
США курятина, ставшие привычными Россиянам
«ножки Буша», свинина и говядина. Жилищное
строительство. «Хрущобы» - избавление от
бараков и перенаселенных коммуналок.
Экономическая реформа. Поворот от
министерств к совнархозам, от
вертикального централизованного
управления к региональному. На время он
придал положительный импульс экономике.
Одновременно этот шаг, обнаружил
противоречие между целями собственника-государства
и устремлениями региональных элит. Реформа
закончилась неотвратимым восстановлением
все той же, но только теперь не министерской,
вертикали, а совнархозовской властной
пирамиды —межрегиональные совнархозы,
общесоюзный совнархоз. Военная реформа.
Никита Сергеевич понимал, что экономически
мы еще долго не сравняемся с США. В таких
условиях симметричность, в военной
стратегии, создание сбалансированных
вооруженных сил и, как следствие, гонка
вооружений приведут страну к
экономическому краху. Выход он видел в
асимметричности оборонной стратегии, когда
безопасность страны обеспечивается
несколькими сотнями (200—300)
межконтинентальных ядерных ракет,
охраняемых небольшой (до полумиллиона
солдат) высококвалифицированной армией. И
никаких попыток гнаться за американцами в
военно-морских силах, авиации, танках,
тактических ядерных силах. Сэкономленные
миллиарды должны были пойти на развитие
экономики. Реформа вооруженных сил
началась сразу после смерти Сталина. Армия
сократилась с 5,5 млн человек до 2,5 млн.
Прекратилось разорительное строительство
надводного Военно-Морского Флота.
Сократились авиация и артиллерия.
Намечалось резкое уменьшение
производства танков. Именно за это так
невзлюбили его военные. Внешняя политика.
Как обезопасить страну от внешней угрозы?
Никита Сергеевич видел один путь —
заставить США считаться с СССР, как с равным.
Добиться этого в условиях экономического
неравенства можно, лишь жестко реагируя на
любой шаг противной стороны. Тик родилась
политика кризисов: от Суэцкого, 1956 года, до
Кубинского (Карибского), 1962 года. Если
выстроить их в ряд, то становится ясно, что
только благодаря решительности и
одновременно осторожности удилось
добиться от американцев признания нашей
страны великой державой, к сожалению только
в военном отношении. Во времена Хрущева
борьба за власть была не менее жесткой и
честной, чем когда-либо. Берия утратил «сталинскую
бдительность» и был наказан. Его объявили «врагом
партии и советского народа». Н.С. Хрущев
действовал в лучших традициях кремлевских
заговорщиков: начал поодиночке
обрабатывать всех членов президиума ЦК. Но
опыт заговорщика не спас Н.С. Хрущева от «законной»
отставки в 1964 г. Его отставка была
результатом заговора по всем правилам.
Одним словом исторические уроки борьбы
за политическое лидерство поучительны.
Очевидно «хрущевские годы» достойны самого
пристального внимания.
[Top] [Home] [Предыдущая страница]
[Продолжение]
|